Форма входа

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 40




Среда, 13.12.2017, 13:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт Прихода Васильевской церкви
Главная | Регистрация | Вход
История храма


Васильевская церковь

История

Церковь была заложена в 1794г. закончено строительство в 1807г. в короткий срок времени при ручном труде из местного материала. Здание каменное, кирпичное двухэтажное. Стоит на высоком месте в хорошую погоду видно из Котласа и с Болтинки. Длина церкви 25 сажень. Высота до крыши 6,5 сажень. Высота с колокольней и шпилем 25 сажень. Колокола: Один колокол 209 пудов 38,01 фунты приобретен на пожертвование Великоустюгского мещанина Андрея Ямщикова. Стоит 3399рублей 10 копеек. Второй колокол 124 пуда 18 фунтов приобретен в 1827г. Прочие колокола были небольшие. Приход Васильевской церкви: 1868г. прихожан 2697 человек. 1894 году прихожан 3200 человек. В приход входило более 60 деревень Реважа и Удимы.

Описание храма святого Василия Великого, что на речке Удимка.

В 55 км от Великого Устюга вниз по Северной Двине в 7 км от впадения с левой стороны в Северную Двину речки Удимки, на высокой крутой горе находится церковь святого Василия Великого далеко виднеющаяся из окрестных деревень. Время и случай первоначального построения церкви неизвестны. Народное предание указывает на урочище «Чудино» находившееся в метрах 650 на юго-запад от нынешнего каменного храма как на место первоначальной церкви. Очень может быть, что возникновение церкви относится к древнейшим временам, когда русские еще начали селиться среди языческой чуди, занимавшей весь севе Европейской России, но в настоящее время на место прежнего храма крестьянские поля, нет никаких признаков постройки. Письменные свидетельства о постройке не восходят ранее 1625г. В актах Холмогорской и Устюжской епархии в книге 2 помещена под №XXIX книга сбора церковной дани десятины и пошлины с монастырей и церквей на Устюге и в Устюжском уезде 1625г. января, от времени митрополита Ростовского, Ярославского, Великоустюжского Варлаама. В этой книге Удимской (Васильевской) церкви сказано: с Удимы Васильевской поп дани платит: 80 белок объезду 8 алтырей, 2 фута на корм десятнику, 5 алтырей писчая белка на корм алтынь и всего 30 алтынь из этого документа видно, что тогда церковь святого Василия Великого уже существовала и находилась в ведении Ярославских митрополитов. По количеству сборов при сравнении с другими указанными документами церквями Удимская (Васильевская) церковь может быть причислена к разряду «Повыше средних», также и в следующем 18 столетии, как видно из (Н.П. Суворов Вологодская епархия 1872г. окладная книга Великоустюжская епархия) ???? Церковь платила значительную церковную дань в 1733г. – 6 рублей 70 копеек. Из выписок писцовых книг известно, что в 1651г. сгорел бывший в Васильевском приходе храм святого Пророка божия Ильи с трапезною, а в 1685г. были уже две деревянные церкви. Одна во имя святого Василия Великого с трапезною, другая в честь Божьей Матери «Одигитревской». Храм построен в 1733г. была построена часовня, а в 1868г. построена каменная церковь Николая чудотворца. Ее приход был незначительным, в него входило около 10 деревень, и назывался Реважский Николаевский приход. Храм в честь божьей матери Одигитриевской был построен вместо сгоревшего Ильинского. Из документов вышеупомянутых актов видно, что в 1682 г. церковь Одигитриевская уже существовала. В гражданском отношении церковь числилась по прежнему ….. в Сольвычегодском, потом в Устюгском уезде в …. Затем сведенья о церкви не имеется до 1743г. в этом году была произведена опись церкви священниками Устюжского и Прокопьевского собора – Силою Ивановым и Сольвычегодского – Василием, в описи сказано, что храмо….. грамота на устройство Успенского холодного храма в 1735 г., а освятили храм в 1736г. ….. Великоустюжского собора священником Василием Лазаревым, а на построение теплого храма святого Василия Великого храмозаданной грамоты не имелось. Обе церкви были деревянные. В 1794г. вместо теплой деревянной церкви бала заложена каменная во имя Василия Великого, но неизвестно что стало с деревянной Васильевской церковью. Об Успенской же известно, что она сгорела. Постройка каменного храма вместо двух деревянных продолжалась 13 лет при исключительно ручном труде, из местного материала. В нижнем теплом храме престол был освещен только в 1807г. 29 июня, а в верхнем холодном «Успенском» в 1830г. 19 октября. В 1852г. с разрешения епископа Вологодского Евлампия а трапезной нижнего этажа по правую сторону усердием приходского крестьянина Ивана Манакова (из Слуды). Устроен приход во славу Покрова Пресвятой богородицы. В 1803г. была построена с церковью и колокольня, существовавшая до 1875г. когда она была переделана, оказавшись малопоместительной для вновь привезенного колокола. Сохранились назидательные предания о двух сборщиках средств на построение каменного храма Удимско-Васильевской церкви. Один из сборщиков был приходской крестьянин Василий Иванович Шергин в последствии монах Соловецкой обители. Василий странствуя по России зашел в один дом отдохнуть и ночевать. Хозяин дома стал его расспрашивать, успешно ли идет сбор средств. По своей простоте сборщик сказал. Что сбор идет успешно и скоро заметил, что хозяин делает какие-то знаки своим сыновьям. Предчувствуя недоброе для себя сборщик начал в душе своей призывать в помощь угодника Божия, для храма коего он трудится. Надежды на заступничество святого Великого Василия не обманули его. Ночью когда он не имея повода удалиться от хозяина лежал уже на печи, но со страхом ожидая себе смерть от злодея, и вдруг под окном послышался колокольчик, чей-то голос крикнул здесь ли сборщик Шергин? С радостью откликнулся он и не видел ни человека ни лошади. Веруя в особое покровительство святого Василия Великого Шергин усердно продолжал принятый на себя труд. О другом сборщике приходском крестьянин д.Олюшино. Собрав он вздумал присвоить часть себе собранных денег и получил наказание перелом челюстной.

Нынешнее содержание церкви.


В настоящее время храм святого Василия Великого существует в том виде, в каком окончена постройка в 1830г. представляют каменно-кирпичное колокольня с одной главою, двухэтажное наподобие корабля здание каменное связано с колокольней. Васильевская церковь с алтарем имеет длину 25 сажень, в ширину 6 сажень, высота до крыши 6,5 сажень, высота колокольни со шпилем и крестом 25 сажень. Железная крыша устроена над церковью в 1847г., а над алтарем и трапезною в 1851-1852гг. Главным ….. церкви был прежде упомянутый староста Иван Петрович Манаков на устройство крыши из железа израсходовано более 1000 рублей. Кресты на церкви и алтаре железные позолоченные с заточенными звездочками из листового железа. В алтаре церкви и трапезной каменные своды. Пол в теплом храме с 1843г. плиточный стоимостью свыше 400 рублей. В Успенском храме второй этаж пол деревянный, стены и своды теплого храма нижний этаж пол деревянный, стены отштукатурены и выкрашены масляной краской. Верхний и нижний храм очень светлы, имея достаточное количество окон. Храм и кладбище при нем обнесены каменной оградой с железными решетками. Алтари в обоих храмах отделяются от церкви каменными стенами, также и церковь от трапезной. Предалтарные иконостасы в храмах простой столярной работы. В теплом храме иконостас устроенный в 1886г. окрашен светло-зеленой краской, украшен местами позолоченной резьбой с золочеными колонками. Из икон нижнего теплого храма достойны внимания иконы: Образ Пресвятой Богородицы. Достойно есть точный снимок художественного письма на кипарисе с чудотворного образа. Приобретена в 1895г. в память бракосочетания императора Николая II. Стоимость ее доходит до 150рублей.Временно поставленная на аналое за правым клиросом. Икона Божьей матери «Тверская» писана на кипарисе в Москве в 1896г. дар приходского крестьянина Фантина Николаевича Манакова (деревня Слудка). Ценность ее была 100рублей. Временно поставлена на аналое за левым клиросом. Резанное изображение в рост святителя и чудотворца Николая в паперти на левой стороне от входа в рамке за стеклом известное под именем «Можайского». Святитель христов изображен с мечем в одной руке, а другая как бы замахнулась на кого. Об образе святителя Николая устное предание говорит, что по распоряжению духовных властей велено было отобрать от церкви резанные изображения святых. Когда это изображение Николая Чудотворца везли из какой-то церкви через Удимско-Васильевский приход, то кони вступив в него дальше не пошли. Отвозившие заключили из этого, что святитель желает чтобы его изображение осталось в васильевском храме. Действительно, когда коней повернули в сторону церкви они охотно пошли. Икона эта весьма почитаема в приходе. Образ «Божьей матери всех скорбящих радость» благочестивые прихожане в благодарность за полученные от богоматери исповеди, украшают многочисленными серебряными…. Рядом с левым кипарисом в стеклянном футляре шитая золотом по малиновому бархату плащаницу дар приходского крестьянина Дмитрия Ивановича Манакова(деревня Слудка) стоимостью 250 рублей. Из благотворителей храма кроме вышеуказанных достойны особой памяти церковный староста крестьянин деревни Бызово Николай Лысцев, который в 1891г. приобрел напрестольный крест стоимостью до 300 рублей. Прибор и дискос с принадлежностями 176рублей, и напрестольное евангелие с бронзовыми позолоченными досками в 100рублей. Крестьянин деревни Рысья Андрей Дудников пожертвовавший медное позолоченное паникадило – 90 рублей. В церковной библиотеке книг богослужебных, духовно-нравственных и церковно-исторического содержания около 270 названий.

Средства содержания церкви и причета.

Приход Васильевской церкви весьма многолюдный. В 1868г. прихожан было 2697 человек. В 1894г. прихожан было более 3200 человек обоего пола, несмотря на это церковь нельзя назвать богатою средствами. Как видно из выше описанного можно сказать, что она еще только украшается со времени возведения каменной постройки. Кроме доброхотных деяний прихожан главными средствами к содержанию церкви являлись арендная плата с десяти деревянных устроенных в 1864г. лавок в сумме 107 рублей 97 копеек. И с половины земли при деревне Глинка в 1894г.- 32 рубля 50 копеек. Эта земля 38 десятин 834 сажен пожертвована в 1878г. Устюгской купеческой вдовой Марией Петровной с тем. Чтобы церковь и причет клали его пополам. Сверх всего имеется в % билетах церковного капитала до 250 рублей. Причет в настоящее время состоит из двух священников, двух псаломщиков. Один из псаломщиков обыкновенно в дьяконском сане. Такой состав причета утвердился с 1874г. В прежнее время бывали неоднократные перемены в числе членов причета. Из церковных документов известно, что в 1653г. на погосте жили: Поп Ларион Васильев, дьячок Матвей Семенов и пономарь, сверх того просвирница и церковный сторож. В 1732г. было два священника, дьякон и два причетника. В 1854г. Васильевская церковь по штатам причислена к 14 классу, и причет положен из священника, дьякона, дьячка и пономаря. В 1868г. был назначен второй священник в помощь состоявшему тогда Матвею Старостину. Содержание причета Васильевской церкви нельзя назвать обильным. По приговру прихожан 1865года они обязались давать на причет с каждой ревизии душ казенного ведомства по15 фунтов ржи и по 15 фунтов (6,80 кг) ячменя. Крестьяне по обязательному уделу и владельческое по 10 фунтов того и другого, владельцы по четверику с владемой сохи. Этот приговор исполняется аккуратно. В 1894 году было собрано только 200 пудов ржи, 220 пудов ячменя, 20 пудов овса. От земли при церкви находящемся в общем владении крестьянами при Васильевской горе. За всеми расходами и получается до 60 рублей в год. В 1894 году получено ржи 125 пудов, ячменя 120 пудов, пшеницы 40 пудов, овса 15 пудов, сена 75 копен. Неприкосновенного запаса в том году было 825 рублей. Дом для причета с 1879 года казенным, с 1866года при церкви существует церковно-приходское попечительство. В 1882 году в 4-х от церкви в деревне Забелинской при волостном правлении открыто земское училище, а в 1890году построено помещение для церковно-приходской школы – ЦПШ, стоимостью 400 рублей. Несмотря на существование двух школ процент грамотных невелик – женщины до 5%, мужчины 25%. Невежеством и малограмотностью отчасти объясняются масса суеверий существующих в приходе. В настоящее время церковный причет состоит из следующих лиц: Старший священник Андрей Аркадьевич Воронов сын священника Воршинской - Ильинской церкви Сольвычегодского уезда. Священник с 8 апреля 1809 года, а при сей церкви с 1 ноября 1893 года. Младший священник Вячеслав Александрович Ильинский в этой церкви со 2 мая 1894 года. Старший псаломщик дьякон Николай Александрович Процкий со 2 августа 1879 года. Младший псаломщик Петр Васильевич Вотчинский с 18 октября 1893 года В 1893 году волостной крестьянин Николай Петрович Манаков (деревня Слудка) выстроил у ворот ограды новую каменную лавку. С условием пользоваться ему 20лет бесплатно, а потом с платой. Сроки службы священников: 1787-1819гг. Николай Васильевич Белов 1822-1842гг. Василий Стефанович Попов 1847-1869гг. Матвей Старостин 1937-1938гг. сброшены колокола с Васильевского храма. Руководители – Подковыркин Александр Николаевич и Калинин Константин Васильевич, оба председатели Реважского и Удимского сельсоветов. При сбрасывании умышленно колоколом разрушили входное крыльцо на верхний этаж после чего разграбление церковного имущества в первую очередь властями. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. бесследно исчезли кирпичные столбы ограды и кирпичного исполнения лавка бесследно исчезли. 1977г. пожар в Васильевском храме в результате умышленного поджога сгорел деревянный пол второго этажа и все деревянные конструкции уникального исторического памятника старины нашего края. Разрушили не создав ничего.

Сведения об иконах и церковной утвари.

Из икон нижнего теплого храма Клепиков Василий Николаевич считает достойными внимания следующие и сообщает о них такие сведения: Образ Пресвятой Богородицы - точный снимок художественного письма с чудотворного образа на кипарисной доске. Икона стоимостью 150 рублей была приобретена в 1895г. в память бракосочетания императора Николая II.. Находилась она на аналое за правым клиросом. Икона Божьей матери «Тверская», написанная в Москве в 1896г на кипарисной доске, являлась даром приходского крестьянина Фантина Николаевича Манакова (деревня Слудка). Стоимость ее была 100 рублей. Находилась икона на аналое за левым клиросом. Вырезанное из дерева изображение святителя и чудотворца Николая «Можайского». Находилось оно в паперти на левой стороне от входа, в рамке за стеклом. Святитель Христов изображен во весь рост с мечом в одной руке, а другая как бы замахнулась на кого-то. Об этом образе Николая устное предание говорит следующее: по распоряжению духовных властей велено было отобрать из церквей резаные изображения святых. Когда это изображение Чудотворца везли из какой-то церкви через Удимско-Васильевский приход, то кони, вступив в него, дальше не пошли. Возчики заключили из этого, что Святитель желает, чтобы его изображение осталось в Васильевском храме. Действительно, когда коней повернули в сторону церкви они охотно пошли. Икона эта была весьма почитаема в приходе. В архивных документах сохранились сведения о благотворителях храма. Радетелем церкви был церковный староста Иван Петрович Манаков. Упоминается дар приходского крестьянина Дмитрия Ивановича Манакова (деревня Слудка) -плащаница, шитая золотом по малиновому бархату стоимостью 250 рублей, хранилась в стеклянном футляре рядом с левым клиросом. Церковный староста крестьянин деревни Бызово Николай Лысцев в 1891г. приобрел напрестольный крест стоимостью 300 рублей, а также прибор и дискос с принадлежностями на сумму 176 рублей, кроме того было подарено и евангелие с бронзовыми позолоченными досками стоимостью 100 рублей. Крестьянин деревни Рысья Андрей Дудников пожертвовал медное позолоченное паникадило, которое стоило 90 рублей. В церковной библиотеке книг богослужебных, духовно-нравственных и церковно-исторического содержания насчитывалось около 270 названий. Судьба храма в советское время трагична. За время исследования нам немногое удалось узнать. В основном это сведения из воспоминаний старожилов и рукописи Клепикова Василия Николаевича. В 1937-1938гг. были сброшены колокола с Васильевского храма. Руководили: Подковыркин Александр Николаевич и Калинин Константин Васильевич, председатели Реважского и Удимского сельсоветов. При сбрасывании колокола умышленно было разрушено входное крыльцо на верхний этаж, после чего шло разграбление церковного имущества, в первую очередь представителями власти. Позднее, в годы Великой Отечественной войны, бесследно исчезли кирпичные столбы ограды и здание лавки у ворот, служившей в то время магазином. В 1977г. в результате умышленного поджога в Васильевском храме сгорели деревянный пол второго этажа и все деревянные конструкции уникального исторического памятника нашего края. Мы начали работу над очень интересной темой, в ходе чего наметилось несколько направлений поиска. Очень хотелось бы более детально выяснить события советского периода, собрать материал о священнослужителях церкви, чьи имена встречались нам в архивных документах, и проследить судьбу тех священников, которые несли службу перед закрытием храма.

Святые нашего края

Дуня Блаженная

Откуда пришла на Васильево Блаженная, никто точно не знает. Одни говорят, что с Великого Устюга, другие – с Вотлажмы. О родителях её тоже ничего не известно. Говорили о Дунюшке, как ласково ее до сих пор называют, что замужем она никогда не была, а се молилась Богу. И за жизнь ее праведную даровано было ей Богом умение исцелять людей от недугов, знать о прошлом и предвидеть будущее. Весть о том, что на Васильеве в церковной сторожке поселилась Блаженная Дуня, быстро разнеслась по округе. И к ней стали приходить люди со всеми бедами. Многое из предсказанного до сих пор помнят, а в деревнях еще есть старожилы, получившее от нее исцеление. Так, в д. Вондокурье у одной женщины зять уехал в Сибирь, и от него долго не было никаких известий. Женщина эта пошла эта к Блаженной Дуне на Васильево узнать о судьбе зятя. На её вопрос Блаженная стала говорить: «Ой, меня били, били, меня бросали», - сама про себя говорит, а намек делает, что с зятем этой женщины так произошло. Священнику Васильевской церкви отцу Сергию Блаженная предсказала его смерть. Отец Сергий ее спросил: «Дунюшка, я помру, кто меня хоронить будет?» Она ответила: «Тебя солдаты схоронят». Отца Сергия увели солдаты и расстреляли на Ивановской горе в Великом Устюге. Предсказала Дуня и свою смерть. Зима стояла морозная. Церковные сторожа сказали Дуне: «Ты умрешь, нам ведь могилку не выкопать, старые мы». Она ответила: «Аннушку привезут, дак меня скоро и схоронят из д. Пестово». И привезли покойнику из Пестово, а Дуня в это время и умерла. Могилу для Аннушки выкопали, а для Дуни немного в сторону подкопали. так ее в одной могиле с Аннушкой и похоронили. После смерти Блаженной чудесные исцеления стали происходить на ее могиле. Так, у одной женщины из д. Медведки сильно болела нога, и никакие лекарства не помогали. Она пошла на могилу к Блаженной, помолилась, попросила здоровья – и боль прошла. Старушка одна рассказывала: когда была маленькой, у нее от жатвы сильно болела спина. Мать ей боль заговаривала, но пользы не было. Как-то раз она вместе с другими женщинами стлала под Васильево лен. И решили они сходить на могилу к Дуне Блаженной. Пришли на могилу, она попросила: «Дунюшка, миленькая, у меня спина сильно болит, аж крюком хожу». Потом помолилась, взяла землицы с могилы, потерла землей спину, а когда пошла с Васильево, то боль прошла. И посей день, по словам старушки, спина у нее ни разу не болела. Много еще чудесных исцелений было на могиле Блаженной Дуни, всех не перескажешь. Кто с верой и молитвой приходит к ней – тому Бог помогает.




http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2006/work/shergin/cerkov.htm
Полный размер фото

Старая церковь

Как жутко в проломы на небо глядеть,

Где зимней зари колокольная медь.

Как странно: в далеких и дивных годах

Здесь мама стояла со мной на руках.

Со стен, как положено, в ризах златых

Смотрели крестьянские лики святых.

Потом здесь колхоз оборудовал склад...

Лишь ветер на ржавых решетках распят.

И трещина врезалась в стену, как шрам.

Прости, если сможешь, поруганный храм!

Автор неизвестен

Copyright MyCorp © 2017